?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Русская душа

В прошедшие выходные мне довелось прокатиться в электричке по Ленинградской области. Не в первый раз ехала в электричке, но впервые - одна, и могла понаблюдать за людьми.

Без снобизма отношусь к людям вне зависимости от их социального статуса. И люблю родную страну.

Но тут во множестве видела лица, как будто вовсе не отягощенные умственной деятельностью, хмурые и уставшие, с тоскливыми взглядами, а еще - детективы в мягких обложках, а главное - мужчин, которые отказывались уступить место пожилым женщинам.

Впечатление все это производило удручающее. Ощущение, что в их жизнях нет места прекрасному и интересному, но постоянно присутствуют тягостные заботы, хамство и упадок.

Тогда мне вспомнилось давнее уже чувство, появившееся отчетливо в Европе. Когда у меня будут дети, мне бы хотелось, чтобы они выросли именно здесь, в России. Выросли и уехали отсюда подальше. Почему так - не могла сформулировать, а тут вдруг на удивление поняла.

У иностранцев, как мне кажется, атрофирована способность страдать. А наши люди еще могут. Имею в виду не умение находить проблемы и отсутствие радости от жизни, а страдание за мир, за нечто глобальное и великое, и искреннее сочувствие чужому горю, со-страдание.

Такую способность вижу только в русских людях, а еще в Майкле.

Наверное, все это слабое утешение, но сейчас оно у меня есть.

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
zhdanova_marija
Sep. 25th, 2012 12:03 pm (UTC)
Ехала на юг, в сторону Пскова, мои родители сейчас живут в Лен. области.

Может быть, детективы в мягких обложках не так уж плохи, но такие книги читали еще лет 10 назад, а увидеть там другие не посчастливилось))

Ехать пару часов с музыкой в ушах - и в самом деле удовольствие)
childheart_np
Sep. 25th, 2012 12:05 pm (UTC)
Я ежедневно катаюсь в пригородных электричках, правда маршрут достаточно короткий и по большей части люди едут на работу-учебу. Поэтому, возможно, такой удручающей картины я не вижу. Люди спят, разгадывают кроссворды, слушают музыку, общаются. Бабулькам и пассажирам с детьми места уступают. Читают всякое разное, в основном электронные книги - не подглядишь что именно, детективы и любовные романы тоже присутствуют (что греха таить, сама позволяю себе данной чтиво для разгрузки мозгов)) Может, конечно, у меня уже глаз замылился, но мне кажется, что все не так плохо))
zhdanova_marija
Sep. 25th, 2012 12:25 pm (UTC)
Конечно, все совсем не плохо) я стремилась, чтобы в итоге получилась ода русскому народу, а не гневно-осуждающий пост. Дело ведь не в электричке, просто там сразу можно было увидеть большое количество людей, и ехали мы долго. Тут дело в том, что такие лица наблюдаешь в основном в провинции. Там, где и русский дух лучше сохранился))
А детективы я раньше часто читала, потому и узнала эти обложки издали))
Чем дальше от крупного города, тем больше бросается в глаза вся эта тоска. Но и человечность там как-то сильнее, вот об этом я хотела сказать.
childheart_np
Sep. 25th, 2012 12:33 pm (UTC)
Ничего гневно-осуждающего я в твоем посте не заметила)) Вот разве что некую тоску. Про сострадание - да, в глубинке это заметнее. Там это в порядке вещей, без показухи. Хотя и провинция тоже бывает разная))
zhdanova_marija
Sep. 25th, 2012 12:40 pm (UTC)
Ага, это я не тебе, а в общем сказала))
Да, провинции разные, да и люди тоже. Я тут замахнулась сразу на весь русский народ, а в деталях все очень спорно, конечно.
tank_girl
Sep. 25th, 2012 12:06 pm (UTC)
я в Европу езжу каждый год по долгу "службы" - изучаю в Бельгии буддийскую философию. и вот тоже каждый раз там удивляюсь, как европейцы приходят в буддизм? потому что чтобы вот так искренне и от души сострадать живым существам нужно имхо пройти через страдания самому, ну хотя бы немного понимать, что это такое на личном опыте. а в Европе все достаточно успешные и благополучные всё таки, как от такой хорошей жизни вдруг испытать такое вот сильное сострадание - основу буддийского учения?
наверное, поэтому у нас половина группы - русские, а оставшаяся половина - немного тех, этих из европейских стран и еще почему-то бразильцы! :) там от людей обычных на улице ощущение, что они как будто немного во сне. а у нас глаза живые тут, пусть часто и наполнены не самыми позитивными эмоциями.
zhdanova_marija
Sep. 25th, 2012 12:27 pm (UTC)
Да, живость - это точно, искренность, пусть даже и не с позитивным настроем)
В Бельгии видела столько иммигрантов, может быть, из их числа большинство приходящих в буддизм? Наблюдение очень интересное!
tank_girl
Sep. 25th, 2012 12:30 pm (UTC)
не, там французы у нас как раз, то есть местные, но мало.
русских больше))
morinen_mj_blog
Sep. 25th, 2012 01:48 pm (UTC)
Не помню, когда в последний раз видела русского человека, который бы страдал за мир, а не за свою нацию и свое болото.
zhdanova_marija
Sep. 25th, 2012 01:56 pm (UTC)
Может быть, так на меня повлияло общение с Колей Васиным :) Он из таких, умеющих задумываться и страдать.
Тут сложно говорить конкретно, но есть некий общий дух, некое целостное чувство. Как бы тоскливо ни выглядела эта толпа в электричке, что-то во всем этом есть. По моим субъективным ощущениям) И этого не испытывала вдали от России.
(Anonymous)
Sep. 26th, 2012 08:31 am (UTC)
Поверьте, некоторые страдают, просто виду не подают. Неудобно, не поймут, засмеют...
zhdanova_marija
Sep. 26th, 2012 06:55 pm (UTC)
Возможно, что я заблуждаюсь. Сложно понять чужую душу :) Сужу по внешним проявлениям - более спокойное отношение к любым проблемам, более рациональный взгляд на жизнь. Русскими людьми все это намного острее переживается.
777selena777
Sep. 26th, 2012 02:53 pm (UTC)
Маша, а я тебя очень понимаю. Почти каждый поздний вечер, понимая, что опять ничего не купила поесть котам, несусь в ближайший маркет. И вижу "вечерних" людей: красивые девочки пьяные и обкуренные, мат-перемат, их кавалеры - с признаками умственной деградации. Под каждым деревом - пьющий какое-то пойло народ. Принимают какую-то дрянь, выжигающую мозги...
Иногда я думаю: за кого выходить замуж нормальным девчонкам? Вокруг пьянь, наркоманы, кто-то сидит, а кто-то просто придурок сам по себе...
Мне жаль.
После поездки в Таиланд я очень прониклась философией буддизма. Оказалось, что мне лично это близко. Люди просто удивили. Они улыбаются не потому что так принято. У них есть свет внутри. В наших - его нету.
Плюс ты можешь быть буддистом и принадлежать любой другой конфессии. Может, это тоже привлекает европейцев?
zhdanova_marija
Sep. 26th, 2012 06:57 pm (UTC)
Да, это важный фактор (про принадлежность к буддизму).
Хотела сказать, что свет пусть и не виден, но внутреннее страдание, переживание есть. Наверное, есть :)
777selena777
Oct. 8th, 2012 06:53 am (UTC)
Вчера просто шла по улице. Не неслась куда-то как угорелая, а шла и смотрела на мир вокруг.
То, что я видела, мне не нравилось. Вспомнила этот твой пост и захотелось об этом с кем-то поделиться, потому и пишу.
Вот многие из тех, кто здесь писал, живут в больших городах. И чистота там - искусственная, наводимая каждый день специальными людьми, целой армией. А что, если глянуть за эти парадные улицы? да на любую улочку обычного заштатного города или деревни?
Грязь, мусор, сорняки.
И люди бегут, не замечая этой запущенности, а те, кто борется, жалуются на вандалов: посадишь клумбу перед домом, а ее вытопчут.
Ну и где оно, страдание за мир вокруг?

Когд училась в вузе, нас в то время посылали на "картошку". Жили мы в лагере возле 2-х деревень: одна была немецкая (переселенцы в войну), другая - русская. В первой - вымытые окна, нарядные палисадники, побеленые дома и крашеные крепкие заборы. Во второй- всё косое и кривое, мусор и помои - возле крыльца. И апофеоз - пьяная лохматая женщина прямо на улице, в грязи доит корову. (Мы, студенты,ходили покупать молоко в этой деревне - подешевле потому что)

Так что мне жаль. Но я понимаю, какое впечатление ты получила в той электричке. Нет никакого страдания за мир. Было, да. У духовной элиты: писалелей, художников России. Потому что ВИДЕЛИ всё это и страдали. За всех, кто не удосужился возле себя-то порядок навести.
ИМХО, конечно.
Знаешь, оно не к месту, наверно. Но замечаю, что не будь Майкла, я бы никогда не стала задаваться такими глобальными вопросами.
Что же такое он разбудил в нас?
zhdanova_marija
Oct. 8th, 2012 09:17 am (UTC)
Тут можно и не делить Россию на провинцию и мегаполисы. То ощущение, о котором я говорила, касается сравнения России и Европы. В наших людях, несмотря на все бросающиеся в глаза недостатки, почему-то вижу меньшее присутствие эго-ориентированности, чем в иностранцах, вижу бОльшую душевность и готовность сострадать. А порадоваться за чужое счастье не все умеют, да...

Про Майкла - очень даже к месту. В нем есть что-то столь же глобальное, как в русской душе, миф она или нет.

Спасибо, что рассказала. Мне всегда интересны твои мысли и впечатления.
777selena777
Oct. 8th, 2012 07:00 am (UTC)
Да, еще про якобы русское сочувствие чужому горю.
Есть такое, да.
Я общаюсь с 2004г на одном огромном женском форуме (Осинка, 168 тыс пользователей). И вот наблюдение, и не только моё: если ты придешь туда и расскажешь "мужик бросил, дом сгорел, сын наркоман" - о, всё, сочувствие, куча советов.
Но если ты поделишься радостью: "муж прекрасный, сын хороший" - ну-у-у, вот тут будет град нападок и тухлых помидор.
и прям можно психологический трактат писать о своеобразии русского сострадания и плавного перетекания его в в зависть.
Прости, много букв. спасибо, если прочитала ))) я что-то увлеклась )))
( 17 comments — Leave a comment )