?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О человеческом

Однажды я искала упражнения для занятий с учеником и обнаружила задание, в котором нужно было расставить союзы (но, что, хотя и другие). И среди предложений было такое (перевод примерный, но цифра точная): Согласно исследованиям психологов, 60% разговоров ведутся о людях, которые не присутствуют при разговоре.

Тогда я впервые задумалась о масштабах :) Необязательно сплетничать, но ведь мы действительно часто обсуждаем кого-то, рассказываем чужие новости, высказываем свое мнение.

Это может быть даже доброжелательным ("как дела у того-то?", "а ты знаешь, что кто-то сделал то-то?"), да и невозможно обойтись без обсуждения родных, друзей, знакомых, коллег, соседей, просто чем-то запомнившихся прохожих и людей, которые на виду...

Но легко скатиться в осуждение: неприятие чего-либо, несогласие, критику. А это уже не слишком хорошо.

И прихожу к тому, что надо стараться не высказывать свои мнения-суждения вообще. Потому что кто-нибудь может быть задет. Чье-то поведение может быть при этом прямо или косвенно неодобрено. А права раздавать всем критику у меня нет.
Но не иметь реакций и несогласия хотя бы мысленно не получается.

На днях я написала в фейсбуке свои эмоции по поводу съемок видеолекций девушки-преподавателя, от которых у меня были яркие, но негативные впечатления. Получается, я не просто сказала о впечатлениях, но раскритиковала и унизила ее. И это неприятно, конечно.

Как вы относитесь к суждениям о ком-то или о чем-то? Считаете ли правильным и допустимым высказывать свое отношение устно или письменно? Воспринимаете ли это как проблему и если да, то как с ней боретесь?

Comments

( 47 comments — Leave a comment )
just_drimer
Jul. 23rd, 2017 06:01 am (UTC)

Стараюсь не судить. И помнить слова, написанные на картинке

zhdanova_marija
Jul. 23rd, 2017 08:18 am (UTC)
Да, хорошие слова.
Спасибо!
june9
Jul. 23rd, 2017 07:29 am (UTC)
Часто не могу удержаться от суждений о ком-либо (читай, "не хочу" :)) Но знаю, что это не есть хорошо. Конечно, порой нужно/можно высказать свое мнение, это не зазорно, но, поскольку мы все не лишены недостатков, трудно бывает высказываться не предвзято, не примешивая чувство превосходства, например :)
zhdanova_marija
Jul. 23rd, 2017 08:20 am (UTC)
Да, тут, к сожалению, нелегко высказаться, не переходя на личности, так сказать :)
amor_
Jul. 24th, 2017 02:37 am (UTC)
Зависит от ситуации. Да, этика требует частого замалчивания своего мнения. Например, я по сути никогда не пишу публично суждения в третьем лице о ком-то, кто может (даже в теории) это прочитать. Но могу поделиться своим мнениям под замком с избранными. Потому что мне может быть важно с кем-то этим поделиться, эмоционально разрядиться.

Если я зла на кого-то так, что готова на публичные разборки, то либо говорю это прямо так, чтобы адресат мог участвовать в беседе, либо баню его и сообщаю об этом публично.

В остальном все или молча, или приватно.

Ну, и скажем так, я прошла до этого длинные метаморфозы:
В детстве и юности я была довольно беззащитной и редко была в состоянии прямо сказать о своем негативном мнении на какой-то счет. Но если меня сильно доставали, то я становилась прямолинейной и очень жесткой. Эту прямолинейность я вынесла во взрослую жизнь, но опять же подчас не в состоянии была сказать вслух откровенно именно то, что меня более всего волновало. Многое скрывала, ибо мне и так было непросто в роли белой вороны с малолетства. Потом появился интернет, и тут меня прорвало на правдорубство по всем статьям. Начала с любимых фильмов и закончила взглядами на секс и мироздание. Так до 2009г. я конкретно в интернете была грубее и напористее раз в 50, чем сейчас. Выслать незнакомого человека словом "козел" или написать подруге матерное письмо о том, какая она дура - для меня было легко. С таким же успехом я могла и для желтой прессы интервью давать по самым интимным темам. После чего я много раз прошла через жуткие стрессы из-за своей прямоты, перессорилась с рядом людей по всякой ерунде (хотя и по их же глупости), и вот потом после удара 2009г. я стала резко меняться. У меня тогда умерло разом такое количество нервных клеток, что я поняла, что больше не могу их тратить на баталии с людьми. А еще я стала видеть ярче чужую боль. В общем, с каждым годом с тех пор я все чаще стала обходить стороной конфликты.
Иногда, конечно, они случались и случаются. Но факт, что я в жизни не стала бы писать такой пост, как у тебя про съемки, в нынешнее время. Потому что я знаю, что на фейсбуке меня может прочитать герой поста или его знакомые. Для таких штук у меня только ЖЖ френдс онли.

Ну, и по сути вопроса: я считаю, что свое мнение, если оно очень активно просится наружу, надо высказывать. Пусть даже в дневнике написать, держать в себе все из чистого морального принципа - крайне вредно для психики. Тактика "не суди и не судим будешь" совершенно верна лишь в том случае, если ты способен поставить себя на место другого человека и действительно искренне попытаться его понять. Если же ты не дошел до этой стадии восприятия, то лучше уж выскажись, как думаешь.
А вот соблюсти этику и обойти конфликт - это совсем другое дело. Этика не подразумевает, что ты не будешь обсуждать другого человека у себя на кухне. Твоя кухня его не касается, если публично ты его не полощешь.


Edited at 2017-07-24 02:40 am (UTC)
zhdanova_marija
Jul. 24th, 2017 07:43 am (UTC)
У тебя непростой путь. Думаю, мой в чем-то похож, только в детстве я была не то что бы беззащитной, а очень стеснительной, чтобы высказывать резкое мнение или критику. А потом я приобрела уверенность в себе и стала высказываться открыто. И получать за это :) Многие мои воззрения сейчас не в тренде. Одно дело, когда человек открыто пишет "я веган и не понимаю, как можно пожирать братьев меньших" или "Путин - исчадие ада и наказание для Рашки, которая сама виновата" (все это соберет лайки и комментарии сочувствующих), другое - говорить такие взгляды, как у меня, на геев, секс вне брака или последствия феминизма. Проблема больше в этом, а перемывать кому-то конкретному кости я и так не люблю.
Вроде как, никого не критикую лично и не вступаю в конфликт, но люди чувствуют себя задетыми от того, какое у меня мнение.
По поводу поста на фейсбуке - конечно же, я не пишу такие вещи публично, запись тоже френдс онли. В фейсбуке так же, как и в ЖЖ, можно создать группы друзей и даже просто исключить видимость поста для определенного человека из числа друзей.
amor_
Jul. 24th, 2017 03:07 pm (UTC)
Да, я невольно забываю про соответствующие функции у фейсбука. У меня такое сильное предубеждение против соцсетей в целом, что я даже не рассматриваю эту возможность там для себя. Но ты действительно можешь писать там такие посты для своих, ИМХО это нормальное желание.

Ещё, я считаю, что есть разница между сплетнями и обсуждениями за спиной. Очень небольшая, но есть. Сплетни - это выволакивание каких-то достаточно непубличных вещей в общее обсуждение за спиной. Например, одна женщина узнает про подругу, что та спит с начальником, и начинает это потихоньку рассказывать всем, кому это знать совсем необязательно и даже нехорошо. Это чистая сплетня. Кстати, сплетня может быть даже клеветой, специально распускаемой для снижения чьей-то репутации.

А ситуация, где ты обсуждаешь непрофессионализм лектора, например... Это не очень похоже на сплетню. Скорее, это публичное осуждение, которое можно не делать из соображений этики и избежания конфликта. Потому что критика - это удел тех, кто либо слушает те лекции, либо профессионалов, которые призваны оценить эту работу.

Я тоже была стеснительная, беззащитность - это следствие стеснительности. И вот тоже с годами научившись что-то говорить прямо, я стала это применять все чаще, доведя в том числе до абсурда. Так вот, кстати, это о многом говорит. Опыт стеснительности, когда ты своё мнение много лет обычно держал при себе, играет потом с нами злую шутку: перестаёшь различать ситуации, где твоё мнение нужно и не нужно. Тратится куча энергии на споры, в которые ты и ввязываться не хотела, но почему-то встряла. А почему? Это все отсутствие того опыта коммуникации, который в юности был сведён к унылому стеснительному молчанию ТАМ, где НАДО было сказать своё слово. Ценность твоего мнения, даже сиюминутного, как опыта коммуникации с миром - не наработана. Возникает рефлекс всюду вставить слово, всему поразиться, всем сказать, что ты думаешь. А на деле наше мнение нужно только там, где оно решает что-то. Например, даёт возможность сделать свой выбор, а не повторять за другими.

Мне кажется, надо пройти этот период набивания шишек в спорах по интернетам примерно как дети проходят период почемучки. Я много лет его проходила. Это первое.

Второе заключается в том, что ты говоришь про мнения "не в тренде". Твои взгляды в современной России как раз огого в каком тренде. Это в районе 2005г. всюду была "свободная любофь", а девственницу в 28 лет называли отсталым психически нездоровым элементом. Сейчас же отовсюду скрепы и запреты под религиозные проповеди. Ушлепки, которые пропагандировали с экранов массовый перетрах для здоровья, сменились сейчас на ушлепков с иконами и средневековыми лозунгами. Ты "не в тренде" всего лишь среди основной части своих друзей!
И это по той простой причине, что ты духовно и психически глубоко нормальный человек, я бы так сказала. И потому тянешься к хорошим и умным людям, а не к тем, кто машет скрепами. Как и я не тянулась ни к тем, кто призывает всех трахаться, ни к тем, кто призывает всех молиться и все запрещать.

Я тоже из своей личной жизни без секса "не в тренде" тоже когда-то вынесла необходимость много и упорно об этом говорить публично. В этом был и свой смысл: дать право голоса всем, кто имел схожий опыт и боялся о нем заговорить. Мне мать по сей день задаёт вопрос: "А ЗАЧЕМ говорить о таких личных вещах? Это никого не касается". Это никого не касается в том случае, если ты не вынужден при походе к врачу делать глубокий вдох, чтобы сказать правду и чтобы на тебя при этом не смотрели как на вошь. Когда общество таких как ты считает неполноценными идиотами, об этом надо говорить. Надо искать способы жития и адаптации в этом обществе, чтобы иметь возможность спокойно говорить правду врачам, близким друзьям, потенциальным партнёрам и претендентам на руку и сердце. Вот зачем говорить.

А вот надо ли всюду говорить о твоих взглядах на отношения - не знаю. Это что-то изменит в твоей или чужой жизни к лучшему? Я лично знаю ответ. Но знаешь ли его ты?
zhdanova_marija
Jul. 24th, 2017 04:41 pm (UTC)
Понимаю тебя про соцсети. Увы, аудитория там сейчас активнее ЖЖ, и все, что относится к поверхностному, отправляю туда, оставляя тут более значительное.

Согласна про сплетни. Меня смущает сам факт критики - неважно, что это не клевета, неважно, что я могу быть в теме того, о чем высказываюсь... Это не мой ребенок, а отдельный взрослый человек со своей жизнью, я не могу не только судить-оценивать, но тем более не имею права как-то это высказывать.

Да, это все следствие прошлой стеснительности, и да, надо набить шишки.

Про то, что есть тренд... Не вижу никаких скреп :) И все, кого знаю и вижу, не то что бы против девственности, почти все считают правильным либо обойтись без брака, либо пожить вместе "для проверки отношений". Дело не только в моих друзьях. Это все окружающие. И все либо будут за равенство прав мужчин и женщин, гетеро- и гомосексуалов, права жить сексуальной жизнью без брака, либо будут молчать о том, что не согласны. И не только в Интернете мне не раз попадало за свои взгляды, но и в личном общении. Влияния на жизнь власти/идеологии не замечаю вообще, а выводе о тренде делаю из общения с людьми, из новостей, книг, фильмов. Наша жизнь идет по другой дорожке. И тут своя зомбированность, на мой взгляд.

О взглядах на отношения всюду говорить не надо :) Если ты подразумевала то, сколько я говорила об истории с Алексом, то тут публичность весьма ограничена. Или ты имела в виду другую тему?
(no subject) - amor_ - Jul. 24th, 2017 09:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zhdanova_marija - Jul. 24th, 2017 09:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - amor_ - Jul. 25th, 2017 04:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - zhdanova_marija - Jul. 25th, 2017 07:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - amor_ - Jul. 25th, 2017 04:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zhdanova_marija - Jul. 25th, 2017 04:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - amor_ - Jul. 25th, 2017 10:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zhdanova_marija - Jul. 25th, 2017 10:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - amor_ - Jul. 25th, 2017 11:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zhdanova_marija - Jul. 25th, 2017 11:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - amor_ - Jul. 26th, 2017 12:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - zhdanova_marija - Jul. 26th, 2017 07:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - amor_ - Jul. 27th, 2017 01:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - zhdanova_marija - Jul. 27th, 2017 08:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - amor_ - Jul. 27th, 2017 01:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - zhdanova_marija - Jul. 27th, 2017 08:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - amor_ - Jul. 25th, 2017 10:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zhdanova_marija - Jul. 25th, 2017 10:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - amor_ - Jul. 25th, 2017 11:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zhdanova_marija - Jul. 25th, 2017 11:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - amor_ - Jul. 26th, 2017 12:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - zhdanova_marija - Jul. 26th, 2017 07:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - amor_ - Jul. 26th, 2017 02:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zhdanova_marija - Jul. 26th, 2017 03:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - amor_ - Jul. 27th, 2017 01:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - zhdanova_marija - Jul. 27th, 2017 08:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - zhdanova_marija - Aug. 14th, 2017 12:52 pm (UTC) - Expand
heart_beater
Jul. 25th, 2017 08:45 am (UTC)
А можно где-нибудь почитать про твои воззрения по этим темам?
zhdanova_marija
Jul. 25th, 2017 08:46 am (UTC)
Да, конечно, сейчас найду ссылки на пару постов.
zhdanova_marija
Jul. 25th, 2017 08:52 am (UTC)
Внесла тебя в "секретную" группу :)
Про отношения: http://zhdanova-marija.livejournal.com/303003.html
(предыстория начинается здесь http://zhdanova-marija.livejournal.com/293378.html), про мужчин и женщин: http://zhdanova-marija.livejournal.com/336148.html (обсуждение в комментариях), ну а в целом об отношении к геям, феминисткам и по другим темам я высказывалась не только у себя, но и в других блогах, уже не найти.
(no subject) - heart_beater - Jul. 25th, 2017 08:57 am (UTC) - Expand
heart_beater
Jul. 24th, 2017 03:38 pm (UTC)
Ну, совсем без суждений сложно: мы же живые люди, у нас бывают какие-то чувства, бывает что хочется ими поделиться. Делиться плохим нужно осторожно, чтобы не навредить человеку. На широкую аудиторию плохое лучше не выносить, так как непонятно, кто как потом использует это. Могут быть неприятные последствия. Людям, которым доверяешь, наверное, можно говорить всё, но нужно быть действительно уверенным, что за пределы этого круга информация не выйдет.
zhdanova_marija
Jul. 24th, 2017 04:44 pm (UTC)
Согласна с такими мыслями. Но думаю, как бы научиться обходиться без критики даже в мыслях, не то что в высказываниях :)
Суждениям - да, осуждениям - нет :)
heart_beater
Jul. 24th, 2017 04:49 pm (UTC)
В идеале, наверное, можно и этому научиться :) Если поставить цель.
zhdanova_marija
Jul. 24th, 2017 05:11 pm (UTC)
Наверное :) надо ругать себя чаще за "не те" порывы :)
(no subject) - heart_beater - Jul. 25th, 2017 08:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - zhdanova_marija - Jul. 25th, 2017 08:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - heart_beater - Jul. 25th, 2017 08:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - zhdanova_marija - Jul. 25th, 2017 08:55 am (UTC) - Expand
( 47 comments — Leave a comment )